ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — определение социально-профессиональной направленности для КОНКРЕТНОЙ личности
“…Я знаю всё, но только не себя.” Ф. Вийон
Профессиональное самоопределение, т.е. определение СВОЕГО места в профессиональном мире, — значимо для всех возрастных групп:
— РАННЮЮ (детскую) ПРОФОРИЕНТАЦИЮ для своих ДЕТЕЙ запрашивают родители: одних интересует, задана ли у ребёнка преемственность, продолжит ли он Дело семейной профессиональной династии; другие хотят ПОНЯТЬ своего ребёнка, определить, в чём его уникальность, Дар, как его выявить, пробудить, развить;
— в профессиональной ориентации нуждаются ПОДРОСТКИ: вопросы ВЫБОРА ПРОФЕССИИ и КУДА ПОСТУПАТЬ — остро встают перед каждым старшеклассником;
— за профориентацией обращаются и ВЗРОСЛЫЕ люди, у которых назрела необходимость СМЕНЫ ПРОФЕССИИ. Согласно статистическим исследованиям, большинство россиян хотя бы раз в жизни задумывались о смене профессии. Причин много: переизбыток аналогичных специалистов на рынке труда; дискомфортные условия труда; низкая зарплата; “отмирание” профессий; неуверенность в будущем, из-за недостаточной квалификации (революционные изменения — цифровая реальность)… Изначально ОШИБОЧНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ, в итоге — РАЗОЧАРОВАНИЕ… хочется бросить ненавистную работу и найти, пробудить и реализоваться через своё Призвание… Вопрос профессионального выбора в определённый момент времени встаёт перед каждым человеком, но больше других нуждаются в профориентации ПОДРОСТКИ. К сожалению, сплошь и рядом встречаются великовозрастные детины, которые, так и не поняв себя, “на авось” выбрали учебное заведение. ОСОЗНАНИЕ того, что он/она ЗАНИМАЕТСЯ НЕ СВОИМ ДЕЛОМ, может “накрыть” слишком поздно, когда уже потрачено много времени, сил и средств на получение специальности, которая, по сути, является “чужеродной” для конкретного человека. Отсюда — НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ собой, своей судьбой, жизнью вообще... Не так много незаурядных детей, в смысле раннего личностного становления, осознания своего Пути, заявления о своём таланте. Большинство плохо осознаёт себя до определённого возраста или не осознаёт вовсе, несёт, как “всадника без головы”: не знает, на что он способен, нет понимания самого себя, что порождает массу сомнений, создаёт трудности в самореализации.
Пришло время поступать в институт, — одни поступают туда, куда легче поступить, куда идёт большинство из класса... а если есть такое большинство, то у них тоже проблемы с самоОсознанием; другие поступают туда, куда посоветовал поступать старший авторитетный товарищ или куда сказали родители.
К сожалению, мало родителей истинно прозорливых, видящих зарождающееся дарование в своём чаде. Большинство же родителей не видят и не чувствуют потенциал своих детей, и, с упорством одержимого, НАВЯЗЫВАЮТ какое-либо направление из соображений финансовых перспектив или престижности, ещё хуже — из соображений собственных недореализованных амбиций, рассчитывая на то, что ребёнок преуспеет в том, что не удалось самому... это ошибочный путь. Родители должны позволить ребёнку самостоятельно определиться с выбором профессии, не давя авторитетом (это раздавит инициативу и снизит самооценку), попытаться понять его стремления, и при запросе ребёнка, помочь с выбором конкретного учебного заведения, которое в полной мере отвечает его интересам.
ФОРМУЛА ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Осознанный выбор — это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии (надо). Если личностное становление в связи с ОСОЗНАНИЕМ профессионального пути происходит с запозданием (если с возрастом человек так и не осознет себя), в будущем есть риск совершения ОШИБОК в ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ. Такие люди, НЕ ОСОЗНАВШИЕ СЕБЯ в профессиональном плане, не получившие своевременной помощи, более ВНУШАЕМЫ и УПРАВЛЯЕМЫ, у них мало шансов стать “субъектами” — цельными волевыми личностями, самостоятельно мыслящими, с развитым миропониманием... всё, чем они будут заниматься, не будет отражать их СУТЬ, чаще — это подстраивание под условия, отзеркаливание запросов среды... “Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.” Сенека Для того, чтобы ВЫЯВИТЬ способности, талант у ребёнка, одной родительской интуиции мало! Истинно индивидуальный подход предполагает ЗНАНИЕ врождённого потенциала ребёнка: в чём его УНИКАЛЬНОСТЬ, сила (достоинства), слабость (недостатки)...
Какая наука может дать нам знания о человеке, как об ИНДИВИДУУМЕ?
Мы имеем много естественных наук, предметом изучения которых является сам ЧЕЛОВЕК, как в качестве биологического вида и в связи с обществом и природой, так и в качестве отдельного индивидуума. Личностное развитие изучают: педагогика, этика, психология, психиатрия.
Что касается выбора профессионального пути, логично предположить, что в этом должна помочь психология. К сожалению, на практике психология не только не помогает, но вносит ещё больше хаоса в головы тех, кто стоит на “перекрёстке” Судьбы, для кого остро встал вопрос ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. При погружении в определённую социально-профессиональную среду — при содействии родителей или с опорой на убогую систему школьной профориентации, — ВЫБОР весьма ОГРАНИЧЕН и ОШИБОЧЕН: школьник (старшеклассник) получает ПОВЕРХНОСТНУЮ информацию обо всех специальностях, после чего проходит психологический тест на профориентацию — “Выбор профессии”, но ТЕСТЫ НЕСОВЕРШЕННЫ, УНИФИЦИРОВАНЫ, не ориентированы на ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ человека.
На научность в связи с изучением человека, в том числе и в связи с профпредрасположенностью, претендует и соционика, но “исповедующие” её, никак не могут определиться между собой: одни — из категории добросовестных исследователей с пытливым умом, хотят видеть соционику, как раздел психологии, другие, брезгуя психологией, — утверждают её автономность, приписывая, однако, изначальным понятиям психологии и астрологии иной смысл и давая другие названия! Это мошенники-коммерсанты, имеющие “ум, отравленный ядом змеи”, понимающие, что дорого можно продать только то, что окутано ореолом тайны, поэтому занимаются мистификацией, паразитируя на психологии, астрологии, развивают созданное лжеучение с целью лёгкой наживы и манипулирования людьми: “На дурака не нужен нож, — ему с три короба наврёшь, и делай с ним, что хошь.”
В действительности, соционика не может быть ни составной частью психологии, ни отдельной “наукой”. Соционики занимаются типологией людей, т.е. описывают типы характера и специфику взаимодействия между типами, но в описании характера отсутствует собственно ХАРАКТЕР, как совокупность устойчивых свойств психики, вся характеристика сводится лишь к способу взаимодействия со средой, да и это ошибочно, потому что у них нет точки опоры, нет фундамента, от которого можно было бы оттолкнуться — всё держится на СУБЪЕКТИВНЫХ ОЩУЩЕНИЯХ.
Соционикам, чтоб “правильно” типировать, нужно ВИДЕТЬ человека. Ставка на НАБЛЮДЕНИЕ за человеком (моделью поведения, речью…) и собственное ВОСПРИЯТИЕ человека. У социоников НЕТ ИНСТРУМЕНТА ТИПИРОВАНИЯ. Единственный “инструмент” — собственное СУБЪЕКТИВНОЕ восприятие, поэтому между социониками нет “консенсуса” — каждый отдельную личность ВОСПРИНИМАЕТ по-своему.
Ни психологи, ни соционики не имеют СИСТЕМЫ, благодаря которой можно было бы всё МАТЕМАТИЧЕСКИ РАССЧИТАТЬ — персонально для каждого человека в отдельности. А поскольку у них нет инструмента для полноценного ИНДИВИДУАЛЬНОГО типирования, в том числе, — на предмет профессиональной принадлежности КОНКРЕТНОГО человека, они изнуряют людей тестами и НАВЕШИВАЮТ ЯРЛЫКИ своего СУБЪЕКТИВНОГО восприятия! Если не существует ОБЪЕКТИВНЫХ критериев для ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ тех или иных выводов, — это лженаука, профанация, дилетантизм, мошенничество.
В ранее упомянутом официальном списке ЕСТЕСТВЕННЫХ наук нет АСТРОЛОГИИ, а без неё психологи и соционики — СЛЕПЫЕ мудрецы, описывающие слона (инд. притча): для одного слон — это веер, для другого — дерево, для третьего — верёвка, для четвёртого — копьё, для пятого — змея, для шестого — стена. Гиппократу, для того, чтоб “типировать”, к какому темпераменту человек относится, надо было произвести вскрытие. Астрология позволяет определить темперамент влёгкую, без физических жертв и временнЫх затрат.
Тем не менее, астрология и психология тесно связаны, НО АСТРОЛОГИЯ ПЕРВИЧНА — психология из неё “выросла”: К.Г. Юнг — один из крупнейших психологов и психиатров XX века, был ещё и мистиком, алхимиком и АСТРОЛОГОМ, и без предварительного ознакомления с картой рождения человека, никогда не проводил психологические консультации, особенно, если дело касалось очень трудных случаев. Более того, АСТРОЛОГИЯ является ФУНДАМЕНТОМ для его трудов (архетипы). Поэтому “плясать надо от печки”, а гороскоп — это печать, “Космический Паспорт”, с которым мы родились, в котором прописаны все наши способности, таланты… Астрология – это ЛУЧ СВЕТА, который проникает в тёмное царство – в самые потаённые уголки нашего бессознательного… вскрывает суть, НЕ ВИДЯ человека. Благодаря астрологическому исследованию, “всё тайное становится явным” — корни айсберга открываются, можно считать даже СКРЫТУЮ МОТИВАЦИЮ, лежащую в основе, как текущего поступка, так и вообще, в связи со всеми сферами жизнедеятельности конкретного человека. Астрологическое исследование более информативно и КОНКРЕТНО при изучении ЛЮБОЙ сферы жизнедеятельности человека. Из всех естественных наук, изучающих человека, как ИНДИВИДУУМА, ОБЪЕКТИВНА только АСТРОЛОГИЯ, — наука, математически и физически обоснованная. В результате МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ астрономических данных на момент рождения конкретного человека, получаем “матрицу”, в которой закодирована ВСЯ информация о данном индивидууме: его психофизиологическая характеристика, потенциальные способности, способ взаимодействия со средой, семья родовая и собственная, социально-профессиональная направленность, уровень материального благосостояния, социальный статус, событийная предрасположенность… Всё, что входит в понятие Судьбы, — от Рождения до Смерти, — заложено в этой “матрице”, в нашем “Космическом паспорте!”
Только обладая АСТРОЛОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ, можно ВЫЯВИТЬ потенциальные способности человека: посредством АСТРОЛОГИИ высвобождается “изначальный свет” – Дух Творца, ведь в каждом из нас заложена “искра Божья” или, как сказал П.П. Глоба: “каждый человек в зародыше Ахура-Мазда”!
Задача РОДИТЕЛЕЙ, выявленные АСТРОЛОГОМ способности детей, - пробудить и РАЗВИТЬ, следуя движениям Души своего чада, направлять его в нужное русло, всячески помогать, “ВЗРАЩИВАТЬ”, создавать НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ для раскрытия таланта и, вообще, — для полноценного всестороннего развития, культивируя достоинства, корректируя, трансформируя недостатки...
Чем раньше удастся определить врождённый потенциал личности и то, каковы ОЖИДАНИЯ СРЕДЫ в связи с ним, тем лучше для этого человека, тем удачнее и СЧАСТЛИВЕЕ сложится его жизнь:
“Главное дело, сынок, чтоб у тебя к работе всегда приятность была. Чтоб ПЕТЬ тебе хотелось, когда ты ТРУД свой совершаешь. Потому тут хитрость такая: сколько радости пропето, столько обратно и вернётся. И тогда все, кто работу твою увидит, тоже петь захотят.” Борис Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» и одноименный х/ф.
Профессия должна соответствовать природному потенциалу личности. Только в этом случае психологические структуры личности будут востребованы профессией, и личность будет не просто профпригодна, но вне конкуренции, будет “звучать” полнооктавно, а значит, сможет принести много ПОЛЬЗЫ:
“Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека — той ПОЛЬЗОЙ, которую он может принести своему ближнему. Родиться, жить, есть, пить и, наконец, умереть может и насекомое... Человек живёт жизнью, полезной для масс.” Джузеппе Гарибальди
Правильная профессиональная ориентация — это:
“Золотой КЛЮЧИК”, открывающий заветную дверь в мир предначертанного Свыше ПРИЗВАНИЯ. Лишь обретя СЕБЯ, осознав свой Дар и своё место в этом мире, можно обрести счастливую реальность.
Практическое РУКОВОДСТВО к действию, ФУНДАМЕНТ, отталкиваясь от которого, человек будет расти и развиваться, РЕАЛИЗУЯ заложенные СПОСОБНОСТИ, ОСОЗНАННО ПРОЕКТИРУЯ свой ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ жизненный ПУТЬ.
БИЛЕТ в БУДУЩЕЕ, ПУТЁВКА в ЖИЗНЬ, дающие ОСНОВАНИЕ для УВЕРЕННОСТИ в СЧАСТЛИВОМ будущем, открывающие ПУТЬ к яркой, интересной, плодотворной и полезной деятельности.
ГАРАНТИЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ и РЕАЛИЗОВАННОСТИ. А востребованный человек - СЧАСТЛИВЫЙ человек!
Начало УСПЕХА, первый кирпичек в основание построения своего материального фундамента, гарантия МАТЕРИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ, а иногда и процветания (если на то есть указания в карте рождения).
|